Ищите счастье в правильном месте! Парамханса Йогананда


Искать счастье вне себя самого — все равно что пытаться набросить лассо на облако.

Счастье — не вещь, это состояние ума. Его нужно оживить. Никакими земными усилиями, никакими проектами получения прибылей невозможно обрести счастье. Результатом фокусирования сознания на внешнем становится лишь ментальное беспокойство. Беспокойство и нетерпение сами по себе гарантируют, что счастье будет труднодостижимым.

Преходящая власть и деньги — это не состояние ума. Однажды приобретенные, они лишь разжижают истинное счастье человека. Разумеется, усилить его они не могут. Чем больше мы беспорядочно растрачиваем запасы своей энергии, тем меньше сил сможем направить на определенное предприятие. Подобно спруту, привычки к беспокойству и нервозности кроются в глубине подсознания, опутывая своими щупальцами наш ум и сокрушая все то, что однажды было духовным покоем.

Истинное счастье невозможно обрести за пределами Себя. Те же, кто ищут счастье в себе, подобны сияющей радуге среди облаков! Подобно недолговечным розам, в земном саду каждый день появляется множество человеческих существ. В юности они раскрывают свежие, дышащие надеждой бутоны, приветствуя обещания жизни и со страстным желанием кивая каждому ветерку чувственного наслаждения. А затем лепестки тускнеют, ожидания и надежды становятся разочарованием. В сумерках старости они увядают и сереют в разочаровании. Отметьте пример с розами: такова судьба человеческих существ, чья жизнь центрирована на ощущениях.

С пониманием, основанным на самонаблюдении, проанализируйте истинную природу чувственных наслаждений. Даже когда вы получаете удовольствие, разве не чувствуете в глубине своего сердца холодное дыхание сомнений и неопределенности? Вы цепляетесь за свои ощущения, однако в душе знаете, что однажды они предадут вас. При более внимательном наблюдении открывается, что потакание желаниям обманывает своих приверженцев. То, что оно дает, — не свобода, а духовные оковы. Путь к освобождению лежит не на легких дорогах дальнейшего потворства желаниям, но на трудных и каменистых путях самоконтроля.

Люди забывают, что цена роскоши — постоянно возрастающая нагрузка на энергию нервов и мозга и соответствующее сокращение их естественного жизненного срока. Материалисты настолько поглощены идеей зарабатывания денег, что не могут достаточно расслабиться, дабы насладиться своими богатствами, даже когда обретут их. Как неудовлетворяюща современная жизнь! Взгляните только на людей вокруг. Спросите себя: счастливы ли они? Заметьте печальное выражение на многих лицах. Обратите внимание на пустоту в их взглядах. Материалистичная жизнь искушает человечество улыбками и обещаниями, но правда заключается лишь в том, что в конечном счете она всегда нарушает свои обещания!

Если человек позволяет себе все больше и больше зависеть от внешних обстоятельств ради материальной, ментальной и духовной пищи, никогда не обращаясь к своему внутреннему источнику, он постепенно истощает свои энергетические запасы. Обладание материальными ценностями без внутренней гармонии похоже на медленную смерть от жажды во время купания в озере. Если материальной бедности нужно избегать, то духовную нищету следует ненавидеть! Именно духовная нищета, а не материальные трудности лежит в основе всех человеческих страданий. Ученый-материалист использует силы природы, чтобы сделать окружающий человека мир лучше и комфортнее. Духовный ученый использует силу ума, чтобы просветлить душу. Сила ума указывает человеку путь к духовному счастью, которое придает ему стойкость во всех внешних коллизиях. Какой из двух ученых, по вашему мнению, приносит большую пользу? Разумеется, духовный.

Искренняя любовь, священная радость, поэтическое воображение, доброта, мудрость, умиротворенность и счастье в первую очередь ощущаются внутри, сознанием или сердцем, а затем передаются через нервную систему физическому телу. Осознайте и почувствуйте высшие радости внутренней жизни, и вы предпочтете их мимолетным наслаждениям внешнего мира. Все физические удовольствия ощущаются телом и через нервную систему поступают в ум. Вы любите земные, чувственные удовольствия потому, что изначально оказались у них в ловушке и в дальнейшем остались их пленником. Как некоторые люди привыкают жить в тюрьме, так и мы, смертные, любим внешние наслаждения, скрывающие от нас духовные радости.

Ощущения в большинстве своем доставляют нам временное удовольствие, но в конце концов приносят одни несчастья. Добродетель и внутренняя радость не обещают многого, но в итоге всегда приносят счастье надолго. Именно поэтому долговечное внутреннее счастье души я называю радостью, а мимолетные волнения чувств — удовольствием. Окружающая обстановка и люди, с которыми вы общаетесь, играют первостепенную роль в вашей жизни. В детстве внешняя среда имеет особенное значение для поддержания или подавления внутреннего интуитивного мира ребенка. Обычно ребенок рождается с определенной ментальностью, которая развивается, если окружающая обстановка соответствует внутреннему миру, но если внешние условия отличаются от него, то внутренний мир ребенка, скорее всего, будет подавляться. Скверного от природы ребенка можно сдержать и воспитать хорошим с помощью хорошей компании, а когда в хорошую компанию попадает хороший от природы ребенок, это, несомненно, улучшит его положительные качества.

Задумывались ли вы серьезно о том, почему так привязаны к преходящим, обманчивым удовольствиям, предпочитая их непреходящей гармонии и радости Души, которые так ясно и постоянно можно находить в медитации? Это потому, что изначально вы укрепили в себе привычку потакать чувственным наслаждениям и не развили высшую радость внутренней жизни, обретаемую в медитации. Поймите и почувствуйте более совершенные радости внутренней жизни — и вы предпочтете их преходящим удовольствиям внешнего мира.