В детстве Парамханса Йогананда увидел себя в видении, стоящим на переполненном шумном рынке в индийской деревне. День был жарким и пыльным, люди толпились у грязных прилавков и протискивались со своими покупками.
Время от времени кто-нибудь останавливался и с тоской смотрел на что-то вдалеке позади Мастера. Затем они с грустным вздохом отворачивались, говорили: «Это слишком высоко для меня», и снова возвращались к давке и шуму рынка.
Понаблюдав это несколько раз, Йоганандаджи повернулся, чтобы посмотреть, на что они все смотрели. Позади него возвышалась прекрасная гора: высокая, безмятежная и совершенно отстраненная от рыночного мира. Его первая мысль была такой же, как и у всех остальных: «Она слишком высока для меня». Но затем, отбросив эту мысль, он сказал: «Может быть, она и слишком высока, чтобы подняться на нее одним прыжком, но я, по крайней мере, могу сделать один шаг.»
С огромной волей и решимостью он отправился в путь и наконец достиг небесных высот. Для Мастера это видение символизировало участь всего человечества, которое улавливает проблески высшей реальности, но не имеет решимости подняться над материальным миром.
Что мешает нам начать «восхождение» к большей осознанности? Большинство людей просто поглощены рынком. Другие часто сдаются, не начав, потому что думают: «Я недостаточно хорош». Свами Криянанда дал нам полезный совет на этот счет: «Все, что заставляет вас чувствовать себя духовно неполноценным, — это влияние сатаны, сознательной силы тьмы, которая стремится удержать души в вечном заблуждении. Забудьте о том, кем вы являетесь или не являетесь, и вспомните часто повторяемые слова Йогананды:
«Святой — это грешник, который никогда не сдавался!».
Мы воздерживаемся еще и потому, что думаем, что восхождение потребует больше энергии, чем у нас есть. Основой учения Йоганандаджи, как это практикуется в энергизирующих упражнениях, являются понятия воли, энергии и магнетизма: «Чем сильнее воля, тем сильнее поток энергии». И «Чем больше поток энергии, тем больше магнетизм». Используя свою силу воли, мы можем использовать космическую энергию, окружающую нас, чтобы усилить свою собственную силу. Обладая бóльшей энергией, мы можем притягивать к себе все, что нам нужно для достижения наших целей. Если мы приложим всю энергию, на которую способны, Бог воздаст нам сторицей.
Еще одно отношение, которое сдерживает нас, — это страх неудачи. «Что, если я попробую, но не достигну цели? Неужели все мои усилия пропадут даром?» В «Бхагавад-гите» Арджуна задает Кришне именно эти вопросы. Ответ Господа вселяет в него уверенность: «О Арджуна, сын Мой! Тот, кто совершает правильные поступки, никогда не может быть уничтожен. Он перерождается на земле в хорошем и процветающем доме. Он восстанавливает йогическое различение, которого достиг ранее, и с еще большим рвением берется за достижение окончательного духовного освобождения. Сила прежней практики йоги достаточна, чтобы как бы подтолкнуть перерожденного йогина на его восходящий путь». (из гл. 6, 40-44)
Внутри каждого из нас живут более глубокие, чем сознание, воспоминания о высших состояниях сознания.
Какие факторы побуждают нас подниматься на гору к самореализации? Во-первых, материальный мир по своей природе не приносит удовлетворения. Основанный на дуальности, этот мир предлагает нам постоянно сменяющие друг друга циклы боли и удовольствия, успеха и неудачи, счастья и печали. Мастер говорил о «мучительном однообразии», которое после многих жизней в конце концов настигает всех нас.
Тогда мы начинаем думать: «Должно быть что-то лучшее, что принесет истинное, долговременное удовлетворение». Это и толчок снизу и тяга вверх.
Внутри каждого из нас живут более глубокие, чем сознание, воспоминания о высших состояниях сознания. Возможно, у нас были прикосновения воспоминаний, вспышки того времени, когда наша душа была свободна и наполнена радостью. Ведь, как говорится в прекрасной песне Свамиджи, Бог вечно взывает к Своим детям:
Слушай! Слушай!
Шёпоты в своей душе:
Намеки счастья, намеки смеха;
Печали сладость, тоски зовущей
Туда где Свет,
Моя любовь, где твой дом.
Ежедневно перед нами встает выбор: оставаться на многолюдном, но духовно пустом рынке или начать восхождение в гору к Богу. Криянандаджи писал: «Духовный путь требует мужества, преданности и абсолютной убежденности в том, что только Бог может удовлетворить жажду души к истинному счастью». Выбор на самом деле не так труден, как кажется.
С радостью,
Наясвами Деви