Кедровые балки, обрамляющие большое панорамное окно, были старыми и грубыми, с множеством мелких отверстий и трещин. Когда я начала наносить на балки морилку для дерева, стало ясно, что для придания им законченного вида потребуется много слоев. Стоя на подмостках, я обмакнула кисть в банку с морилкой и приступила к работе.
К этому моменту меня привело следующее: Однажды утром, примерно в 1972 году, Свамиджи вошел в столовую медитационного ретрита и спросил тех, кто заканчивал завтрак: «Кто-нибудь может помочь мне покрасить внутреннюю часть моего нового купола?»
Строительная бригада Ананды только что закончила строительство его дома. Несмотря на то, что еще требовались некоторые отделочные работы, например, покраска внутренних помещений, Свамиджи не терпелось въехать в дом. Группа из нас с радостью вызвалась и поехала в Хрустальный Эрмитаж, готовая приступить к работе.
Это был один из самых замечательных опытов в моей жизни. Было около десяти часов утра, когда каждый из нас приступил к своим малярным работам, причем Свамиджи работал рядом с нами. Я решила покрасить балки, обрамляющие окна.
Хотя здание было новым, плотники решили использовать грубую кедровую древесину для отделки купола. После нескольких часов работы Свамиджи сказал: «Давайте сделаем перерыв на обед, а потом вернемся и сделаем еще».
Настоящее волшебство началось после обеденного перерыва. Я снова взобралась на леса и продолжила окрашивать и восстанавливать деревянные балки. Взглянув на часы, когда мы приступили к работе после обеда, я увидела, что уже не за горами час дня.
Сосредоточившись на покраске, мы не замечали, как проходит время. Мы красили и красили, и вместо того, чтобы чувствовать усталость, мы все больше радовались тому, что помогаем Свамиджи. Наконец он сказал со своим обычным магнетическим энтузиазмом: «Ну что ж, все, давайте заканчивать».
Мы с удивлением отметили, что, поскольку на улице уже стемнело, время, видимо, от нас ускользнуло. Я снова взглянула на часы, и, к моему изумлению, это был не вечер, а два часа ночи! Мы были так сосредоточены на своих занятиях, что совершенно не замечали, что прошло уже более двенадцати часов.
Я думаю, что Свамиджи благословил нас в тот день опытом глубокого, продолжительного состояния концентрации. Вероятно, именно так он подходил ко всему, что делал, но для нас было откровением увидеть, как чувство безвременья сопровождало нашу сосредоточенность.
Ведь время и пространство сами по себе не реальны, а являются разделениями, относящимися к царству майи, или дуальности. Собственно, санскритское слово «майя» означает именно это: «измеритель». При глубокой концентрации ума мы можем войти в состояние сверхсознания, которое преодолевает подобные дуальности. Я верю, что именно это и происходило в тот день, когда мы красили купол Свамиджи.
Криянандаджи часто говорил о важности «острого, бдительного внимания» ко всему, что мы делаем. Следующий шаг — это глубокое сосредоточение нашего внимания не только на том, что мы делаем внешне, но и внутренне — на Боге. Это необходимо для более глубокой медитации и духовного пробуждения.
Парамханса Йогананда говорил: «Минуты важнее, чем года. Если вы заполните минуты своей жизни мыслями о Боге, то годы вашей жизни автоматически насытятся сознанием Бога».
«Никогда не думайте о завтрашнем дне. Позаботьтесь о сегодняшнем дне, и все завтрашние дни позаботятся о себе. Не ждите завтрашнего дня, чтобы медитировать. Не ждите завтрашнего дня, чтобы стать хорошим. Будьте хорошими сейчас. Будьте спокойны сейчас. Это будет поворотным пунктом в вашей жизни».
В нас заложена скрытая способность полностью сосредоточить свой ум на Боге или на одном из Его качеств, таких как любовь, радость, сострадание, самоотверженность. Когда мы это делаем, грубая внешняя сторона жизни начинает таять, и райские сады «вечного сейчас» открывают перед нами свои врата, навсегда меняя наш взгляд на реальность.
Делайте, делайте, и однажды работа будет завершена,
Наясвами Деви