Свами Криянанда
Каким мы его познали
Asha Praver
Впервые я увидела Свами Криянанду в шатре расположенным за домом братства Beta Chi в городке Стенфордского университета в Пало-Альто штата Калифорния. Это был конец ноября 1969. Ему было сорок с небольшим. Мне двадцать два года.
Обычно шатер служил местом встреч участников братства. Это были 60-е, однако все менялось. Кто-то решил, что было бы интересно пригласить Свами на встречу.
Я поступила в Стэнфордский университет, но через год бросила учебу. Я надеялась найти учителей которые были не просто хорошо осведомленными, но так-же и мудрыми. Вскоре стало очевидным, что мои профессора хоть и были гениями в своих областях, шли на ощупь в темноте за счастьем так-же как и я. Поэтому я ушла.
Вскоре после этого я нашла Бхагавад Гиту и учение Шри Рамакришны. Еще будучи ребенком я чувствовала, что в жизни есть нечто гораздо более важное, о чем большинство людей даже не подозревали. Сперва я думала, что взрослые, которые меня окружают, знают этот секрет, но разыгрывая меня скрывают его. «Скоро», я думала, «они позволят открыть его мне». Лишь позже я поняла, что это был не тот случай. Мои родители и учителя были хорошими людьми, умными, благородными и добрыми. Однако, в большинстве своем, они принимали жизнь такой, какой она казалась и ждали от меня того же.
Однажды я наткнулась на Восточную религию, слово по которому я искала было — Самореализация. Тем не менее, я не имела понятия как превратить эти высокие идеалы в существующий образ жизни. Я читала о святых многих религиозных традиций, надеясь найти в их примерах способ преодоления разрыва между теорией и практикой.
Их рассказы были глубоко вдохновляющими и я проглатывала книгу за книгой. Обстоятельства их жизни очень сильно отличались от моей собственной. Католические монастыри, Индийские ашрамы, Гималайские пещеры, колонии прокаженных в сердце джунглей — их пример имел малую практическую ценность. Моя жизнь становилась одним тихим отчаянием.
Все изменилось когда Свамиджи вошел в этот шатер.
Я была на последнем ряду в верхней части шатра. Я хотела быть ближе к сцене, но мои приятели настояли на этих дальних рядах. Выбор оказался удачным, осмелюсь предположить, что он был вдохновлен Богом, ибо я была прямо напротив входа и достаточно высоко, чтобы беспрепятственно видеть Свами Криянанду когда он входил.
Слово Свами означает — учитель. Джи — это суффикс, обозначающий привязанность и уважение. С момента когда я его увидела, он стал Свамиджи для меня. Образ Свамиджи входящий в дверной проем отпечатан в моем сердце сегодня так же ярко, как это было в тот самый момент.
Он был одет в традиционную оранжевую одежду индийского Свами: длинную свободную рубашку и дхоти, одежду похожую на саронг. У него была аккуратно подстриженная борода и длинные волосы коричневатого цвета, прямые и тонкие свисающие по его спине.
Он был стройный, чуть меньше шести футов. Он двигался с неким изяществом и производил впечатление огромной силы, хотя больше напоминал танцора, чем на атлета. Позже я услышала фразу “Львиноподобный Свами”. Она отражает его совершенно точно.
В тот момент, когда я смотрела на него, у меня промелькнула в голове мысль — “У него есть то, что мне нужно.” Решительным шагом и, как я поняла, характерной для него осанкой — прямой спиной и слегка приподнятой грудью, чтобы встречать жизнь сперва сердцем, он преодолел небольшое расстояние от двери до сцены в центре шатра. К тому моменту, когда он добрался до сцены, прежде чем я услышала звук его голоса, я выковала пожизненную связь со Свамиджи.
Он прочитал лекцию, но я не запомнила ни одного слова из того, что он говорил. Помню только то, что когда он закончил, я подумала : “Это самый умный человек, которого я когда-либо встречала”.
Я собрала несколько фактов. Свамиджи американец, хоть родился в Европе и провел там свое детство. Он является непосредственным учеником Парамхансы Йогананды. Он был членом Общества Самоосознания (SRF), организацией созданной Йоганандой, но сейчас он принадлежал самому себе. Он жил в Сан-Франциско и проводил лекции по всей Области Залива Сан-Франциско, чтобы заработать денег для сообщества которое он основал в предгорьях Сьерра-Невада, примерно в четырех часах езды от города. Это сообщество он назвал — Ананда.
У меня была книга “Автобиография йога”, написанная Йоганандой, но я никогда не прочитывала больше нескольких страниц. Религиозный тон и множество чудес не привлекали меня. На 9 странице йог Лахири Махасайя материализуется в пшеничном поле, чтобы доставить духовное послание отцу Йогананды. Не думаю, что я дошла даже до 10 страницы.
Теперь же, с новым энтузиазмом я предприняла еще одну попытку прочесть эту книгу. Если Свамиджи был предан этой книге и её автору, значит я должна была дать ей еще один шанс. На этот раз я была в восторге. Я не могла понять, почему “Автобиография йога” не удержала мой интерес прежде. Позже я поняла, что моя первая встреча со Свамиджи открыла мое сердце не только для него, но так же и для Парамахансы Йогананды.
Прошло ещё совсем немного времени прежде чем я связала свою судьбу со Свамиджи и переехала в Ананду.
Идея написать эту книгу пришла еще в ранние годы моей жизни рядом со Свамиджи. У меня всегда было глубокое желание помогать другим, но пока я не встретилась с ним, у меня не было ничего существенного, чем бы я могла поделиться с другими людьми. Теперь же я была полна желания передать другим все, чему научилась. Для гостей наших ретритов я начала проводить занятия и лекции, в которых рассказывала много историй о Свамиджи. Однако, мне хотелось сделать более существенный вклад. Еще не чувствуя себя достаточно сведущей для написания книги, я тем не менее начала записывать все связанное со Свамиджи, чему была свидетелем. Когда я сказала ему об этом, он придал мне уверенности.
“Тебе не надо это делать сейчас”, сказал он: “Ты сможешь сделать это позже, когда почувствуешь, что готова. Я помогу тебе.”
За многие годы, прошедшие с момента нашего первого разговора об этом и когда я действительно начала писать эту книгу, Свамиджи упоминал о нем лишь изредка. Это всегда было в моих мыслях, хотя, я полагаю, что и в его тоже, я вижу все пути которыми он помогал мне, как он и сказал. Он вовлекал меня в очень многие ситуации, в которых на самом деле не было необходимости моего присутствия, за исключением того, что они помогли мне понять широту его работы и глубину его сознания. Всякий раз, когда его отношения или действия были непонятны мне, он терпеливо объяснял, что он делал и почему. Что бы я ни спросила, он всегда отвечал. Таким образом, снова и снова я могла сверять свою интуицию с его объяснениями, пока не обрела уверенность в том, что готова написать эту книгу. Ниже приводится не биография в обычном смысле этого слова. Вы узнаете о многих знаменательных событиях и достижениях из жизни Свамиджи, но это не исчерпывающий отчет. Здесь нет хронологии или последовательности описанных историй. Иногда события из разных мест и разных временных периодов включены в один эпизод. Это биография сознания – Свами Криянанда, такой каким мы его знаем.
Многие люди делились со мной своими историям. Некоторые имена были указаны, другие предпочли остаться упомянутыми в книге лишь как “преданный Ананды”. Там где не указано авторство или главный персонаж – описывается мой собственный опыт. Так же я описываю опыт других людей, который я замечала у них, или узнавала об этом от самого Свамиджи. Имена указанные со звездочкой (*) являются псевдонимами.
Что касается индийских имен, если это не понятно из контекста, то преданные, называемые одним Санкскритским именем – это Европейцы или Американцы, которым Свамиджи даровал эти имена как духовное благословение. Свамиджи давал имя духовному последователю, например, Джотиш, что означает внутренний свет. Женой Джотиша и партнером в управлении Анандой является Деви, названная в честь Божественной Матери. Мое имя Аша означает надежду.
Слово Мастер относится только к Парамхансе Йогананде.