На этой неделе мы провели замечательную встречу на ретрите «Внутреннее обновление», темой которого стало «Примите свою Дхарму — ваш путь к освобождению». В Храме Света в ретритном центре Ананды «Расширяющийся свет» собралось несколько сотен жителей и гостей; ещё три тысячи пятьсот человек зарегистрировались онлайн в Интернете. (Если вам интересно посмотреть наблюдать за занятиями и другими мероприятиями, вы все еще можете получить бесплатную ссылку).
Один из наиболее часто задаваемых вопросов на эту тему — «Как мне узнать, в чем состоит моя дхарма?». Давайте поговорим о двух разных аспектах этого вопроса: о более длительных ритмах или закономерностях, которые управляют нашей жизнью в целом, и о ситуациях, которые возникают от время от времени по мере того, как разворачивается наша жизнь.
Хотя наша конечная судьба — самореализация, существует также дхарма каждой конкретной жизни, определяемая нашей прошлой кармой. Свами Криянанда писал: «Долг [дхарма] каждого человека — это то, что является его собственным долгом, предписанным ему кармическими узами, которые он сам создал и должен развязать, чтобы освободиться от привязанности к эго». У каждого из нас есть уникальное путешествие к свободе души через лабиринт нашей прошлой кармы.
Однажды много лет назад после посвящения в крийю Свамиджи поделился с небольшой группой удивительным опытом, который он испытал во время церемонии. «Когда каждый человек подходил для благословения, — сказал он нам, — я чувствовал его уникальный путь к освобождению».
Для преданных дхармический образ жизни — это то, чему мы должны терпеливо позволить развернуться, не форсируя обстоятельства и не испытывая излишнего беспокойства. У меня была хорошая подруга, которая разрывалась между вопросом, выйти ли ей замуж или стать монахиней. После года напряженных раздумий она наконец спросила Свамиджи, в чем, по его мнению, заключается ее дхарма. Его ответ был таким: «Твоя карма может пойти в любую сторону. Посмотрим, что произойдет».
Поэтому она ждала. Через пять лет она стала непривязанной на глубоком уровне. К этому моменту она была готова принять свою дхарму (какой бы она ни была) и жить дальше. Она снова спросила Свамиджи, какова ее дхарма, и на этот раз он ответил: «Тебе надо выйти замуж». Обстоятельства сложились так, что через несколько месяцев она счастливо вышла замуж.
Один из учеников Мастера сказал: «Твоя собственная дхарма обязательно придет к тебе. На самом деле, вы не можете избежать этого». Наша дхарма на всю жизнь — особенно внешняя роль, которую нам предстоит сыграть, — чаще всего определяется прошлыми кармическими силами, которые мы не можем контролировать, а зачастую даже не осознаем этого. Но если мы отдадим свою жизнь Богу в ученичестве, служении и преданности и будем терпеливо ждать Его руководства, перед нами откроется правильный жизненный путь. Сложность заключается в том, чтобы следовать своей дхарме, когда она станет ясной.
Ведь существует проблема поиска дхармических ответов на бесчисленные вопросы, возникающие в повседневной жизни: Что в каждом случае является правильным действием? Лучше всего начать с решения ближайших проблем, руководствуясь следующими критериями:
1) решайте ситуацию с наилучшей энергией, которая у вас есть;
2) делайте это без привязанности к результатам; и
3) просите внутреннего руководства гуру.
Мастер дал нам эту чудесную молитву: «Я буду рассуждать, я буду хотеть, я буду действовать, но направь Ты мой разум, волю и деятельность на верный путь во всем».
Начните с тех битв, в которых вы уверены в победе. Например, если вы ленивый человек, было бы неразумно решить: «Я собираюсь пробежать марафон и буду вставать каждый день в 6:00 утра, чтобы бегать по часу». Гораздо лучше начать с меньшей цели, которую вы сможете достичь: «Я буду ходить пешком по тридцать минут три дня в неделю». Победите негативную привычку лени, делая выполнимые шаги, и продолжайте развивать свои силы, пока однажды вы не пробежите этот марафон. Это путь победы над прошлой кармой с помощью практики правильных действий.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Выполнять свой собственный долг, даже безуспешно, лучше, чем успешно выполнять чужой». (3:35) Поэтому, если мы хотим найти свой уникальный путь дхармы и следовать ему, важно не привязываться к результатам наших действий.
Плохая карма — это всего лишь энергия, которая была неправильно направлена. Благодаря медитации, правильным действиям и божественной милости мы можем следовать своей дхарме, разорвать кармические узы и обрести свободу в Боге.
С энтузиазмом и радостью,
Наясвами Деви