Парамханса Йогананда - "Привычка ваш раб или господин?" Сан-Диего, 1943г.


Вы создаете свои привычки именно повторяющимися действиями; и уничтожить вредную привычку вы можете точно так же — регулярным усилием, постоянным сознательным применением воли и распознающей силы рассудка.
Даже вредной привычке требуется время для того, чтобы добиться преимущества. Какой же смысл проявлять нетерпеливость по отношению к росту соперничающей с ней хорошей привычки?
Не впадайте в отчаяние из-за своих вредных привычек; просто перестаньте питать и укреплять их повторениями.
Время, необходимое для укоренения привычки, зависит от таких индивидуальных факторов, как нервная система и мозг, но более всего на него влияет качество вашего внимания.

Посредством глубокого, натренированного концентрацией внимания можно упрочить любую привычку, в результате чего новые шаблоны будут запечатлеваться в мозгу почти мгновенно и в соответствии с вашим желанием.
Ваши полезные привычки, хоть их и труднее обрести, чем вредные, подобны алмазам, дарующим вам истинное и долговечное удовольствие. Вредные же привычки это лишь осколки простого стекла. Вам кажется, что они удовлетворяют вас, потому что на них очень легко наткнуться. Но в силу своей обманчивой природы они рано или поздно разочаруют вас. Вы будете пресыщены и не сможете больше получать от них никакого удовлетворения.

В этом мире все пытаются использовать нас ради достижения собственных целей. Лишь Бог и подлинный Мастер, познавший Бога, способны по-настоящему любить нас.

Обычный человек не знает, что такое любовь. Получая удовольствие от общения с каким-нибудь человеком, вы склонны думать, что любите его. Но, в сущности, вы любите при этом лишь себя: ваше эго получило удовлетворение от того, что другой человек уделил вам свое внимание, — вот и все. Разве вы продолжали бы «любить» его, если бы он перестал делать вам приятное?

Одним из самых серьезных препятствий, не позволяющих нам дарить другим настоящую любовь, являются наши привычки.

Мысленно мы все хотим быть ангелами, но привычки превращают нас в демонов. Утром мы принимаем решение совершать лишь благо, но в течение дня забываем об этом.

«Дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41). Плоть это привычки. Наш дух, то есть наша мудрость, желает блага; но наши хорошие привычки слабы.

«Гита» говорит: «Возбужденные чувства неудержимо стремятся увлечь сознание даже тех, кто ищет освобождения» (Бхагавад-Гита II:60).

Приняв решение о совершении чего-то позитивного, вы должны выполнить его. Не позволяйте ничему вставать на вашем пути. Вот только, принимая такое решение, четко осознавайте, что это действительно благое намерение.

Когда вы твердо следуете своему решению, на вас работает Божий закон.

Свобода предполагает способность совершать правильные поступки на основании своей душевной мудрости, а не в силу привычки, слепого повиновения или необдуманного страха.

Если выделаете все, что вам взбредет в голову, вы не действуете свободно, а злоупотребляете свободой. Предположим, вы живете в одном доме с двадцатью другими людьми, и каждый считает, что свобода это право делать все, что вздумается. Каждый при этом хочет делать нечто такое, что вступает в конфликт с желаниями других. В таких обстоятельствах не может быть истинной свободы. Свободным вы будете лишь тогда, когда станете управлять своим поведением.
Свободно делать то, что вы должны делать и в тот момент, когда вы должны это делать, то есть руководствоваться собственной мудростью, — вот что такое единственная подлинная свобода.

Надо прилагать усилия для того, чтобы постепенно освободиться от рабской зависимости от любой привычки — и в том, как одеваться, и в том, что есть, и во всем остальном.

Некоторые считают, что обязаны трижды в день есть мясо. Другие убеждены, что вообще не должны принимать в пищу ничего, кроме салата и орехов, и что, отступив от такой диеты, они заболеют! Подобные убеждения являются разновидностью рабства.

Не допускайте ситуации, в которой какая бы то ни была привычка образа жизни могла довлеть над вами. Напротив, будьте способны менять привычки в соответствии с диктатом мудрости.

Учитесь жить правильно, применяя свою способность к свободному выбору, руководимому мудростью. Научитесь одну ночь спать на мягкой постели, а следующую — с таким же комфортом спать на полу. Именно эта высшая непривязанность к привычкам и является свободой, к которой призывают индийские духовные учителя.

Не будьте рабом даже хороших привычек; совершайте правильное действие ради него самого.

Любое действие выполняется и умственно, и физически.

C помощью концентрации и силы воли можно стереть даже самые въевшиеся и давние привычки. К примеру, если у вас зависимость от курения, скажите себе: «Привычка к курению давно обитает в моем мозгу, и теперь я желаю, чтобы она была выдворена оттуда». Снова и снова давайте уму такой приказ. Лучше всего делать это по утрам, когда сила воли и внимание свежи. Опять и опять заявляйте о своей свободе, используя всю силу воли. И когда-нибудь наступит день, когда вы внезапно почувствуете, что больше не находитесь в ловушке этой привычки.

Много раз я использовал высшую силу воли для уничтожения привычки, которая пыталась мной завладеть. Обнаружив, что привязался к определенным видам еды, я прекращал есть их, пока не проходило желание.

У большинства людей умственные шаблоны привычек настолько укоренены, что им трудно добиться каких-то изменений. Но те, кто благодаря дисциплине и самоконтролю сохраняет свой ум гибким, меняются легко.

Ум должен быть мягким, как мастика. Мудрость сохраняет его пластичным. Это и есть свобода.
Освободившись от диктата привычек, вы постигнете, что нет большего счастья, чем возможность действовать так, как подобает свободнорожденному Божию чаду.

Никогда не допускайте, чтобы вас била жизнь. Сами бейте ее! При наличии сильной воли вы можете преодолеть любые трудности.