Уоррен П. Викерман
Неизвестный, но Великий Ученик
Души-друзья, воплощающиеся вместе
Более ста лет назад горстка духовно-возвышенных душ-друзей спустилась на землю, почти одновременно, рука об руку, как братья, или лучше: как отец со своими сыновьями, чтобы затопить мир великим Светом:
• Йогананда (*1893);
• Раджарси Джанакананда (*1892);
• Доктор Льюис (*1893);
• Оливер Блэк (*1893);
• Свами Дхирананда (*1893, близкий друг детства Йогананды, ранний помощник в его миссии, “мой лучший друг”).
Неизвестный брат
Вместе с ними воплотился еще один брат, о котором мы почти ничего не слышали, хотя он был одним из них: Уоррен П. Викерман (*1893).
Сам Йогананда сказал монахам в Маунт Вашингтон (см. «Беседы с Йоганандой» Свами Криянанды), что г-н Викерман в прошлой жизни был его ребенком и наследником. Когда Йогананда был Вильгельмом Завоевателем, его вторым сыном был Руфус, который стал его преемником на троне (Вильгельм II Английский). Он оставался полностью преданным своему отцу. Руфус, известный своей бесцеремонной личностью, в этой жизни родился как Уоррен П. Викерман, снова с несколько грубыми манерами, как говорят.
В той прошлой жизни другими наследниками Вильгельма Завоевателя были Роберт Куртгез, который в нынешней жизни стал Свами Дхиранандой, о котором Йогананда сказал, что он будет “освобожден после еще трех воплощений”; третьим сыном был Генрих I, который в нынешней жизни стал Свами Криянандой. Он, согласно словам Йогананды, «найдет Бога в конце этой жизни”.
К удивлению Криянанды, Мистер Викерман сразу же проникся к нему симпатией, когда они встретились в Нью-Йорке в апреле 1955 года, и несколько раз сказал ему, подчеркивая: “Я не знаю, что в тебе такого, но я чувствую, что ты был моим братом». Его чувства казались необычными, так как Криянанде было всего 28 лет, в то время как мистеру Викерману было за 60. Это было братство, уходящее корнями в те далекие жизни.
Криянанда описывает г-на Викермана как “немного мягче”, чем Руфуса. Он добавляет: “Природа Викермана была теплой и восторженной —да, буйной, как у тех волосатых хвастунов, которые любят раздувать свои длинные усы и заставлять длинные волосы вылетать перед ними каждый раз, когда они делают выдох. Викерман был предан Йогананде, как Уильям Руфус был предан своему отцу, но он все еще был слишком груб, чтобы жить в непосредственной близости от гуру. (См. “Две души, четыре жизни” Кэтрин Кайрави).
Г-н Викерман удостоен SRF быть “одним из первых американских Крия-йогов”. Действительно, он встретил Йогананду уже в 1923 году в Филадельфии, штате Нью-Джерси. Эта встреча была экстраординарной, потому что мистер Викерман уже был очень продвинутым медитирующим. Сам по себе он пришел к пониманию того, что, не останавливая дыхание полностью в своих медитациях, его сознание всегда будет оставаться связанным. Г-н Викерман рассказывает:
Еще не бездыханный…
“Я начал медитировать много лет назад. После того, как я практиковал в течение некоторого времени, я все-таки столкнулся с непреодолимым препятствием: дыхание. Я не мог углубляться в медитацию, пока мое дыхание продолжало качать воздух, отвлекая мою концентрацию. Я должен был научиться бездыханности. На самом деле, мне нужна была помощь. Проблема была в том, что я не знал, куда идти.
Однажды я увидел в газетах, что некий Свами Йогананда должен был читать лекцию в Филадельфии. Я отбросил мысль о том, чтобы послушать его, и сказал себе нетерпеливо: «Я слышал слишком много Свами! Мне не интересно, что они скажут. Но если этот человек может помочь мне остановить дыхание, я должен пойти и встретиться с ним”.
“Я не присутствовал на лекции, а ждал его в отеле. Когда он вернулся, я поднялся в его комнату и постучал в дверь, которую он открыл. Решив не терять времени, я спросил его напрямую, — “Сможете ли Вы помочь мне достигнуть бездыханности?”
“Да”, — так же коротко ответил он, — “Входи внутрь”.
“Я вошел, и он коснулся меня. Внезапно мое дыхание остановилось: я вошел в бездыханное состояние сверхсознания. С тех пор я стал его преданным последователем”.
Он был в экстазе: «Я знал, что нашел своего гуру”. Как рассказывает Дайя Мата, во время этой встречи Йогананда посвятил Мистера Викермана в Крия-йогу, которую он добросовестно практиковал на протяжении всей своей жизни.
Йогананда также даровал ему, женатому домохозяину, право посвящать преданных в Крия-йогу, как можно прочитать об этом во внутреннем бюллетене SRF в апреле 1958 года, где г-на Викермана описывают как продвинутого ученика.
Учитель ласково называл его «Вики», как отец называл бы своего сына. (Кстати, Йогананда, похоже, любил прозвища: Раджарси был “Малыш”; Криянанда —
“Уолтер”; Доктор Льюис — “Доктор”; Гьянамата — “Сестра”; Дурга Мата — “Дюж”.)
Жена Вики Анна рассказывает, что Йоганандаджи часто останавливался у Викерманов в Нью-Йорке. Вики был превосходным поваром, как и Йогананда. Они часто проводили часы на кухне, готовя индийские блюда и создавая новые. Всякий раз, когда Анна (которая вообще не умела готовить) входила в окрестности кухни, ее немедленно прогоняли, и дверь закрывалась, поскольку эксперты продолжали свои кулинарные завоевания.
Йог с насыщенной жизнью
Мистер Викерман был бизнесменом. Его семья управляла ковровым бизнесом, Пенсильванской ковровой компанией, вице-президентом которой он был. В 1925 году, когда Йогананда основал свою штаб-квартиру в Маунт Вашингтон, Викерман щедро снабжал комнаты коврами. Позже он пожертвовал ковры также Голливудской Церкви (те самые темно-синие ковры).
Подобно Раджарси Джанакананде и Оливеру Блэку, Викерман был чрезвычайно активным руководителем. Когда его спрашивали, как он может найти время для медитации в разгар своих обязанностей, он смеялся и отвечал: “Когда у кого-то желание реализации Бога достаточно сильно, он не будет спать всю ночь, если это необходимо, чтобы медитировать. Тогда он обнаруживает, что может выполнять свои мирские обязанности с большей легкостью и правильным направлением и может преодолеть все препятствия”.
Помимо напряженной деловой жизни и медитации, г-н Викерман находил время для еще одной задачи: он организовывал регулярные медитации в своем доме в Нью-Йорке для преданных, которых он обучал учениям Самореализации. Это стало группой медитации SRF. Также его жена Анна активно принимала участие в этом.
SRF пишет, что г-н Викерман решительно поддерживал работу своего учителя финансово, заинтересовывая преданных и друзей помогать миссии Йогананды. «Многие существенные подарки были получены SRF в результате интереса, пробужденного г-ном Викерманом в его друзьях и деловых знакомых”.
Анна, его жена, рассказывает, что мистер Викерман серьезно относился к поиску Бога и ожидал, что другие йоги будут такими же. Он был действительно продвинутым йогом, медитирующим почти всю ночь, сидя на своей двуспальной кровати. Анна лежала на другой кровати и читала. Как раз перед тем, как Вики начинал медитировать, он открывал ящик стола рядом с кроватью и доставал пригоршню шоколадных батончиков «Миндальные Радости», которые Анна любила. Бросая их ей, он говорил: «Вот, наслаждайся”. Так она и делала. Поедая Миндальные Радости, она наблюдала, как он все глубже и глубже погружался в медитацию, входя в самадхи без дыхания и сердцебиения, и иногда левитируя над кроватью. И так она засыпала каждую ночь.
Вики излучал спокойствие и счастье, которые поражали всех, кто его встречал. Йогананда фактически учил: «Лучшая реклама Крия-йоги — это хороший Крия-йог”. Вики, конечно, был не только хорошим, но и экстраординарным Крия-йогом. Он практиковал высшую форму Крия-йоги, которая выполняется без дыхания. В этом состоянии преданный испытывает свою вечную душу: “Бездыханность — это бессмертие”.
SRF пишет, что в 1956 году Дайя Мата (тогда еще сестра Дайя, но уже президент SRF) посетила Вики и Анну в Нью-Йорке. Дайя вспоминает: «Что я помню о нем больше всего, так это его огромную любовь к нашему Учителю и его живой интерес к росту работы Братства Самореализации. Он любил до глубокой ночи вспоминать дни, когда впервые встретил своего Гуру. Пронзительные голубые глаза Вики наполнялись слезами радости и любви, когда он говорил о Мастере. Хотя Вики был бизнесменом, он не принадлежал к этому миру. Его глубокое духовное понимание и пример привели многие души на путь Самореализации. Он оставил прекрасные воспоминания в сердцах всех, кто его знал”.
Однажды Анна наткнулась на современный перевод Библии. Она зачитала Вики ту часть Откровения, в которой у Святого Иоанна есть видение Иисуса с семью золотыми подсвечниками. Переводчики использовали термин «подставки под светильники», который, по их мнению, был более понятен современным людям. Вики сказал: “Боже мой, похоже, видение Святого Иоанна произошло в Универмаге Мейси!”
Его жена Анна
Анна, его жена, заслуживает того, чтобы быть отдельно представленной. Она была полностью преданной душой, которой восхищались другие преданные. О ее происхождении: Анна родилась в самом верхнем слое Нью-Йоркского общества, известного как “Четыре сотни” (Высшая аристократия Нью-Йорка). Знаменитые люди были ее близкими друзьями. Ее лучшими подругами были Ванда и Уолли Тосканини, дочери великого дирижера Артуро Тосканини. Три-четыре раза в неделю она ужинала с семьей Тосканини, и это всегда были спагетти, по требованию Маэстро.
В 1924 году Свами Йогананда приехал в Нью-Йорк и выступил в Карнеги-Холле. Анна пошла послушать его и стала его верной ученицей. Жизнь “Четырех сотен” была единственной жизнью, которую она знала, но когда многие из них высмеяли и осудили Свами, Анна разорвала почти все свои пожизненные связи в высшем обществе, сделав учеников Йогананды своими единственными близкими друзьями. Это показывает большую силу характера, мудрость и преданность. Ее семья, должно быть, испытывала отвращение. Чего они не знали, так это того, что Анна просто изменила свою жизнь от мирского благородства к духовному благородству.
После смерти Вики Анна переехала в Маунт Вашингтон, а затем в Голливуд, живя за углом от центра SRF. Она в одиночку управляла книжным магазином и часто работала кассиром в кафе, созданном Йоганандой. В последующие годы она жила в Энсинитасе, недалеко от Эрмитажа. Анна была хорошей подругой Дайя Маты. Вся ее жизнь была полностью посвящена Богу и Гуру.
Однако Анна поделилась странным пророчеством. Не раз, разговаривая с Вики и Анной, Йогананда говорил им: “Через три поколения вы даже не будете знать, что я приехал в эту страну”. Когда его спросили, зачем он пришел сюда, он ответил: “Я посадил семя, и оно прорастет. Моя работа будет продолжаться, даже если иногда мое имя не будет упомянуто”.
Без глупостей, пожалуйста!
Глубокое духовное прозрение Вики было продемонстрировано, когда его посетил человек, который подробно рассказал о своих йогических опытах. После того, как мужчина ушел, Анна заметила, как она была впечатлена. “Все это было ложью, ни слова правды. Я все время наблюдал за его сердечным центром”, тихо сказал Вики.
Он был человеком серьезным, несколько резким, как мы уже говорили. Однажды к нему пришла женщина, очень расстроенная. “О! Что мне делать? Каждый раз, когда я начинаю медитировать, я астрально вылетаю из своего тела и ударяюсь головой о потолок!” Вики посмотрел на нее с блеском в глазах и сказал решительно: «Леди, когда Вы находитесь в таком состоянии, нет потолка!»
Вильгельм Руфус (его прежняя жизнь), как известно, имел самые сложные отношения с церковью, которые его отец, Вильгельм Завоеватель, пытался укрепить вместе с архиепископом Ланфранком (Шри Юктешвар). В этой жизни г-н Викерман, возможно, как кармическое следствие, не был заметной частью организационного развития SRF.
Вики также никогда не жил в Маунт Вашингтон, даже в течение короткого периода. В целом он был, как сообщается, “почти яростно скептически относящимся к добросовестно выполняющим работу священнослужителям”.
Поэтому он оставался неизвестной фигурой, хотя он, безусловно, является одной из великих душ, которые были близки к Йогананде: он был его сыном и преемником в предыдущей жизни; преданным, который вошел в экстаз при первой встрече; он сразу же получил Крия-йогу; ему вскоре доверили давать священное посвящение в Крию. Все это более чем необычно. Похоже, мы слышим подобные истории только о Раджарси Джанакананде, Оливере Блэке и Докторе Льюисе.
Мораль для преданных
В качестве морали его истории мы могли бы сказать, что некоторые преданные, как бы они ни были близки внутренне к своему гуру и как бы ни были продвинуты, просто не созданы для религиозной организационной работы или для того, чтобы быть физически близкими к гуру. Их магия происходит внутри.
Другая «мораль “заключается в том, что некоторые преданные могут быть высоко развитыми, но на внешней ”стадии жизни» они проявляют несколько странный характер, иногда, возможно, довольно эксцентричный, в некотором роде выходящий за рамки нормы. Если их эксцентричность или странная оригинальность исходит не от эго, а от души, это должно быть принято, даже поощрено.
Свами Криянанда, например, был известен тем, что сознательно защищал странных людей: “Терпимость к эксцентричности помешала социальному санкционированию посредственности”. И: «Мы поощряем эксцентричность в Ананде…. В Ананде, возможно, зараженные моим собственным легким отношением к чрезмерной формальности, люди поощряются быть просто самими собой, пока они развивают внутреннюю преданность Богу”.
Его кончина
Во всяком случае, великая душа Вики скончалась 4 декабря 1957 года, всего через 5 лет после своего Учителя. Они вместе воплотились, а потом вместе ушли.