Часть 1
Глава 4
Астрология в том виде, в каком она известна сегодня, больше не связана напрямую с созвездиями. Знаки зодиака, как они известны сегодня (чтобы отличить их от созвездий зодиака), определяются по градусам расстояния от точки весеннего равноденствия. В этой весенней точке, примерно 21 марта каждого года, путь солнца пересекает экватор с юга на север. Это означает, что Земля, ось которой наклонена под углом к нашему пути вокруг Солнца, достигает той точки в своем годовом пути, когда Южное и Северное полушария одинаково подвержены воздействию солнечного света, а Солнце как раз в это время находится прямо над экватором. С этого момента и примерно до 21 июня Северное полушарие все больше и больше поворачивается к солнцу, принося южной половине нашего земного шара более длинные ночи, чем дни.
Весеннее равноденствие в том виде, в котором оно наблюдается сейчас, — это чисто солнечное явление. В древней астрологии его рассматривали на фоне далеких созвездий, но в последнее время такой широкой привязки нет. За точку весеннего солнцестояния принимается ноль Овна; первые тридцать градусов от этой точки называются знаком (не созвездием) Овна; следующие тридцать называются Тельцом; следующие — Близнецами и так далее. Поскольку эти знаки связаны только с прохождением Солнца через экватор, их можно назвать жизненным циклом Солнца для последующего солнечного года: его стремительное начало, его внешние достижения, постепенное возвращение через холод зимы к завершению цикла. Поскольку именно путешествие Солнца определяет значение этих знаков, о расположении планет в них следует судить так, как если бы мы смотрели на них, так сказать, глазами Солнца. В древней астрологии планеты рассматривались по отдельности в их отношении к созвездиям. В солнечной астрологии их расположение зависит от солнечного цикла. Чтобы понять влияние планет в солнечной астрологии,* мы должны сначала понять существенное влияние солнца.
Древние связывали влияние Солнца8 с чувством власти человека. В констелляционной (или, как ее часто называют, сидерической) астрологии это относилось бы также к чувству авторитета человека из прошлого, к его чувству традиционных ценностей9 и, прежде всего, к его особому осознанию высшего, божественного авторитета, то есть к его особому качеству мудрости. Но солнечная астрология, более ограниченная наука, просто потому, что она игнорирует огромную вселенную за пределами нашей собственной солнечной системы, имеет дело с нашим более непосредственным миром. Солнце в этой системе означает, прежде всего, способ, или манеру, с помощью которой человек стремится навязать свой авторитет окружающему миру.
Положение Солнца в вашем солнечном гороскопе показывает внешнее проявление вашего чувства авторитета: как вы стремитесь навязать свой авторитет другим. Фактическое положение Солнца относительно созвездий показывает, как вы соотносите это чувство авторитета с более универсальными реалиями.
Если в вашем солнечном гороскопе ваше Солнце находится в Овне, оно будет делать вас общительным и даже агрессивным в общении с другими людьми. Но если вы родились не в самом конце Овна, то фактическое сидерическое положение вашего Солнца будет в созвездии Рыбы. Это означает, что ваше внутреннее ощущение универсального влияния, авторитета свыше, вашей особой внутренней мудрости будет под влиянием созвездия Рыбы. Более того, это ощущение Рыб уже не будет управлять столь значительной частью вашей внутренней природы, как это делает Овен, в солнечной астрологии — вашей внешней личностью, поскольку ваше чувство авторитета больше не будет фильтром, через который следует оценивать все остальные планеты. (Они будут оцениваться каждая по своим достоинствам, а не на фоне созвездий).
Внешняя индивидуальность человека в какой-то степени определяет и то, как он подходит к глубоким духовным реалиям, но в каждом из нас есть много уровней сознания. На более глубоких уровнях большинство из нас сильно отличается от того лица, которое мы показываем миру — не потому, что мы стремимся обмануть других, а только потому, что те утонченные чувства, которые живут в глубинах наших душевных морей, не выжили бы на поверхности. Они слишком глубоки, чтобы их можно было выразить словами.
Расположение Солнца в вашем солнечном гороскопе, таким образом, определяет способ, которым вы стремитесь произвести впечатление своего авторитета на окружающий мир. Другие планеты в этой системе должны рассматриваться как планеты, влияющие на внешнее проявление вашей личности.
Положение Солнца в вашем солнечном гороскопе показывает внешнее проявление вашего чувства авторитета: как вы стремитесь навязать свое влияние другим. Фактическое положение Солнца относительно созвездий показывает, как вы соотносите это чувство собственной важности с более универсальными реалиями.
В относительно недавние годы были открыты еще три планеты: Уран (в 1781 году), Нептун (в 1846 году) и Плутон10 (в 1930 году). В древних мифологиях есть некоторые свидетельства того, что эти планеты когда-то были известны. Существует также значительное количество свидетельств того, что некоторые древние цивилизации обладали необходимым техническим прогрессом, чтобы иметь возможность наблюдать эти планеты. Однако в том, что дошло до нас из древней астрологии, нет никаких упоминаний о планетах за пределами Сатурна, хотя в нескольких индуистских работах неясно упоминается планета Манди, которая, похоже, впоследствии была утеряна из виду. С помощью ссылок на древнюю мифологию и, особенно, эмпирического изучения жизни людей, на которую, по-видимому, влияют натальное расположение и временные транзиты этих планет, астрологи пришли к общему мнению относительно некоторых их эффектов.
Уран может указывать на оригинальность или инициативу, с которой человек стремится произвести впечатление на мир своим авторитетом.
Нептун в разных знаках указывает на канал выражения того, что можно назвать психической чувствительностью (подлинной или просто эмоциональной и иллюзорной) в работе и отношениях с людьми.
Плутон, самая внешняя планета Солнечной системы, был открыт так недавно, что астрологи до сих пор гадают о природе его влияния. Однако, похоже, все больше людей сходятся во мнении, что он указывает на канал, по которому человек стремится к возрождению — возможно, после неудач и разочарований или после подавления и заключения.
Следует отметить, однако, что Нептун и Плутон, особенно Плутон, а также в некоторой степени Уран, движутся по Зодиаку настолько медленно, что целые поколения подвержены влиянию одного и того же знака. Отсюда можно сделать вывод, что эти внешние планеты имеют слишком общее влияние, чтобы быть глубоко значимыми только по знаку в гороскопе отдельного человека, хотя из их расположения в домах11 и из их аспектов12 к другим планетам можно извлечь более личные значения. (На самом деле, возможно, этими аспектами в последние годы была достигнута некоторая компенсация за неспособность солнечной астрологии связать планеты с более отдаленными звездами).
Было бы интересно посмотреть, можно ли разработать точные астрологические системы, взяв за основу ту или иную планету вместо Солнца. Если Марс, например, можно сделать основой такой системы, то вместо Марса, определяющего качество энергии, с помощью которой человек стремится произвести впечатление своего вляния на мир, Солнце, скорее, указывало бы на особый вид уверенности, с которой он направляет свою энергию — смещение акцента с внешних эффектов его усилий на качество самих усилий13. Но такая система, вероятно, должна быть разработана цивилизацией, отличной от нашей.
На самом деле, в данном контексте нельзя не отметить, что западная астрология является естественным порождением западного общества, где человек исключительно ориентирован на достижение цели, где традиционный акцент делается на покорении природы, а не на гармонизации себя с ней, и где главное значение придается личности — не тому, как она относится к своему внутреннему миру или к универсальным реальностям, а тому, как она относится к своим собратьям и может предстать перед ними в личном достоинстве. Личность, а не вечная душа, была общей заботой западного человека. Она становилась все более и более значимой, что интересно, чем дальше солнечные знаки отделялись, благодаря эквиноктальной прецессии (прецессии точки равноденствия), от созвездий.
Интересно также отметить, что растущий интерес западных астрологов к констелляционной астрологии совпадает с растущим интересом Запада к древним философиям Востока. Отношения человека со Вселенной являются предметом особой заботы этих философий. Именно на Востоке до сих пор продолжают практиковать астрологию созвездий.
Одна из причин, по которой западные астрологи все чаще обращаются к констелляционной системе, заключается в том, что по мере расширения своего умственного кругозора они обнаруживают, что их система слишком ограничена. Здесь можно провести сравнение с прямыми линиями на карте, которые служат достаточно хорошо, пока мы имеем дело только с небольшими областями, но которые дают искаженную картину для больших областей нашего земного шара. Солнечная астрология служит достаточно хорошо, если мы занимаемся только человеческой личностью, и особенно тем аспектом личности, который касается наших попыток значимо соотнести себя с окружающим миром (другими словами, навязать ему свое влияние). Но как только наш собственный взгляд на жизнь расширяется, начинают появляться несоответствия, и западные астрологи находили эти несоответствия обескураживающими — пока не обратились за помощью к констелляционной астрологии.
В предсказании будущего, например, солнечная астрология точна главным образом в той мере, в какой будущее определяется для нас нашими собственными личностями. Но люди начинают понимать, что внутри нас действуют более глубокие влияния — подсознательные импульсы, старые кармические долги и кредиты, которые никогда не поднимаются так близко к поверхности, чтобы отождествляться с нашими внешними личностями. Западные астрологи, незнакомые с этими влияниями, но все больше осознающие, что они существуют, начинают чувствовать себя стесненными наукой, которая, ограничивая их таким маленьким сегментом нашей галактики — Солнечной системой — также ограничивает их понимание. (Ибо, к сожалению, верно, что, хотя рост нашего понимания сначала облегчается интеллектуальными системами, которые мы создаем для себя, позже, после того, как мы достигаем определенной точки в нашем развитии, эти самые системы становятся препятствием для роста дальнейшего понимания). Делая прогнозы, они вынуждены постоянно «хеджировать свои ставки» или поспешно объясняться. (Некоторые из них просто уезжают из города!) Нигде среди солнечных астрологов не встретишь такой удивительной точности, как, например, у того индусского астролога, который, когда Джавахарлал Неру (покойный премьер-министр Индии) был еще мальчиком, предсказал по его гороскопу, что он однажды станет «махараджей всех махараджей» в Индии. Но точность среди хороших индуистских астрологов — не новинка.
Итак, в этой брошюре мы имеем дело с более объективной и поверхностной системой, названной солнечной астрологией, и конкретно с отправной точкой этой системы — солнечными знаками. Я попытался исследовать эти знакомые солнечные знаки, чтобы увидеть, как они могут быть связаны с более широкими, более древними представлениями, из которых они выросли. Вместо того чтобы писать очередной анализ того, как люди, рожденные под разными знаками, ведут себя и реагируют на окружающий мир, я попытался показать, как их индивидуальные особенности (столь важные для них, западных людей!) могут быть использованы, чтобы помочь им — и вам — развить более универсальное осознание.
———————————————————————————————————————
Сноски
8 — Эту систему также называют тропической астрологией, поскольку крайнее прохождение Солнца к северу и югу от экватора определяет тропики Рака (на севере) и Козерога (на юге). Однако сами тропики не имеют никакого отношения к этой системе астрологии. Они просто определяют путь Солнца — функция, которую они выполняют не менее значимо в астрологии созвездий. Поэтому название вводит в заблуждение. Я назвал ее, скорее, тем, чем она, по сути, и является, — солнечной астрологией.
9 — Западные авторы часто связывают ее с эго-идентичностью человека, но это статичное определение. Как концепция, оно препятствует дальнейшему развитию. Как психологическое пособие, оно не дает никакого намека на возможность дальнейшего прогресса со стороны индивидуума. Идентичность, в конце концов, — это нечто фиксированное и, вероятно, постоянное.
10 — В индуистской астрологии Солнце также представляет отца натива.
11 — После написания этой книги Плутон был переименован в «карликовую планету». -ед.
12 — Управления жизни, как они раскрываются в гороскопе. † Относительное положение планет по отношению друг к другу.
13 — Здесь вспоминается основная заповедь карма-йоги: «Действуй без желания плодов действия».
Дорогой друг, уважаемый читатель. Если вы дочитали книгу до этого раздела, вероятнее всего, она вам интересна. Мы потратили время на ее перевод и редактирование — для вас. И мы будем вам признательны, если вы окажете нам финансовую поддержку в виде любой суммы, которую сочтете уместной и не обременительной для вас, на Сбер по номеру телефона +79056862488. Все средства пойдут на распространение учения Крия-йоги и перевод новых книг. И пусть ваша Щедрость вернется вам Сторицей!