Осмеливайтесь выйти за границы привычных знаний.
Ничто великое не создавалось до тех пор, пока создатель не осмеливался сделать что-то, что обычно считается невозможным. Сейчас мы живём в эпоху, когда невозможное становится возможным. Мы открываем новые способы реализации старых идей. Сейчас мне вспомнился Бакминстер Фуллер, который сделал изобретение, которое невозможно было реализовать технологиями того времени. Но он сделал это и был уверен, что настанет время, и технологии будут изобретены. И он в какой-то степени был прав. У него было видение того, что эти идеи в будущем возможно воплотить.
Никогда не забуду интервью по радио, которое я слышал. В этом интервью его спросили: «Вы говорите об этих вещах уже 25 лет или больше. Не расстраивает ли вас то, что в них никто особо не верит? Просто говорят: «Ну, да, возможно, это интересная мысль». Не будет ли для вас в этой последней части вашей жизни (а ему уже было за 80 уже в то время) , а возможно, что и не доживете до того момента, когда они (технологии) могут быть изобретены. Не расстраивает ли вас все это?» А Бакминстер ответил: «Это совершенно не важно! Действительно стоящие идеи не принимаются пока одно поколение, как минимум, не сменится. Мое предназначение только в том, чтобы высказать эти идеи. Их примут в следующем поколении или через него, такова человеческая природа. И надо работать с ней. Это совершенно не расстраивает, скорее я чувствую радость от того, что у меня есть возможность обозначить эти идеи, чтобы люди смогли над ними задуматься и вырасти в них».
Макс Планк, директор и, как я думаю, основатель института Макса Планка, сделал утверждение, что ни одно научное утверждение не принимается уже существующими учёными. Обычно новые открытия совершаются, когда старое поколение ученых умирает. Приходят новые ученые, молодые, которые выросли с этими идеями, которые принимают их и совершают открытия. Итак, мы очень часто в нашей жизни ограничены определёнными обусловленностями. Мы не видим реальности, мы думает, что видим.
В интересном эксперименте, о котором я упоминал, был аквариум с рыбой. И в центре резервуара была перегородка из стекла. Рыба доплывала до перегородки и не могла плыть дальше. Ученые оставили этот барьер до момента, пока рыба не привыкла к нему. А затем они убрали барьер. Но рыба продолжала плавать до того места, где был этот барьер, не дальше. Теперь она легко могла бы проплыть вперёд, но она этого не делала, так как была уверена, что это невозможно. Люди, к сожалению, тоже к этому склонны.
Иногда поражает, насколько тесно мы связаны нашими нынешними способами мышления и нашими ожиданиями. То, что Макс Планк сказал, тоже к этому относится, и мы должны быть более открытыми, хотя бы стараться быть более открытыми новому во всех дисциплинах, будь то политика, где люди часто становятся внешне фанатичными и даже не слышат окружающих. То же самое в отношении искусства, образования, где жизнь уже не чувствуется. Там много ограничивающего для человеческого сознания, огромное количество уже созданных ожиданий и догм. Это актуально для всех сфер. Люди думают, что это должно быть таковым, и делают это таковым.
И, если вы хотите воплотить ваши идеи в жизнь (я думаю, у вас есть идеи, которые вы хотите воплотить) пусть у вас будет великая идея и очень большие ожидания к жизни. Не просто новый аромат жвачки. Если у вас будет такая великая идея, тогда она достигнет других. Пусть вас будет смелость иметь свежий взгляд, не быть ограниченными тем, что уже сделали другие люди.
Так в своей истории наука имели период схоластики. Это было в средневековье. И он закончился тем, что привёл человечество к полному пределу в развитии, в тупик. Было не понятно, куда двигаться. И после этого наука посмотрела на Мир совершенно другим взглядом. Сегодня мы думаем, что наука объясняет нашу реальность. Но это лишь реальность, которая отражает наши ожидания. Если мы посмотрим на вселенную по-другому, мы увидим совершенно другие реалии. Посмотреть по-новому — это то, что люди должны делать в первую очередь. И давайте подумаем, что с этим будет, если никто не делал до этого ничего подобного или попытка провалилась. Что будет с этой идеей? Окружающие скажут, что это просто невозможно сделать. Я не хочу быть очень саркастичным, однако, это довольно обоснованная причина для происходящего. Часто все идеи, например литературы, оказываются полностью купленными. Ведь авторам приходится, скорее, создавать произведения, исходя из идей, которые будут хорошо продаваться. Написано об этом много книг, авторы которых хотят заработать много миллионов, поэтому пишут все новые и новые книги.
Например, по определённой формуле продаж, которая даётся писателям, первая сексуальная сцена в ней, например, должна быть не странице 41, первая жестокая сцена — на странице 90, разрыв отношений — на странице 160. Таким образом, вся их работа заключается в том, чтобы написать что-то соответствующее этой схеме. Имена персонажей меняются, меняются страны, где события происходят, а основные события те же самые. При этом люди считают, что много читают. Такова одна из сторон этого мира. Но мы сейчас говорим о том мире, где мы хотим мыслить творчески, чтобы принести что-то новое. И если мы собираемся это сделать, то должны думать не в терминах того, что другие сделали, а что может быть сделано.
Если посмотрите на то, что кто-то сделал и что всех поражает успехом, то вы увидите, что создатель, как бы слегка, отошёл в сторону и посмотрел со стороны. Задался не вопросом как это реализовать «отличным путём», а как это я могу «реализовать правильнее». И именно это позволяет посмотреть по-новому, не быть загипнотизированным прошлым. И есть ещё одна причина, по которой я советую «не думать о создании нового». Так я вспоминаю слайд-шоу о Святой земле.
Группа из Германии была в паломничестве. В то время я сам вернулся из Израиля, захотел создать своё шоу и раздумывал, как это сделать. Я пытался представить, как можно это сделать наилучшим образом. Я представил себя на месте фотографа и пытался почувствовать, как он мыслит. Например, там была гора, с которой Иисус вознёсся. Когда вы представляете себе вознесение, то приходит образ движения вверх. Я смотрел на фотографии и буквально чувствовал, как фотограф был горд своей идеей. Он думал, что никто до него этого не делал. Он снимал с вертолёта, так, как бы Бог все видит сверху. И получилась небольшая горка, похожая на холм, которая никакого чувства ни у кого особо не вызывала. Он думал, что делает то, что никто до него не делал. Возможно, он думал, что все до него были несколько глуповаты и не догадались так сделать. И многие люди делают что-то, думая, что они уникальные.
Быть отличными от других не означает быть творческими. Так, если вы слушаете симфонию Бетховена, если вы хорошо знакомы с его музыкой, то я говорю о второй части 7 симфонии. Мелодии там практически не существует, прогрессия аккордов абсолютна обычна. Вы можете услышать такой же образец на первом семестре в любой музыкальной школе. И все же, слушая ее, вы понимаете, что слушаете великий музыкальный шедевр, то, что затрагивает очень глубоко. Он не создавал что-то отличное от других, он создавал то, что правильно. Это было правильным выражением того, что он хотел сказать.
Банальность — это способ выражения тех, кто не пытается прочувствовать. Вы не создадите банального, если захотите выразить истину. Когда люди хотят что-то создать, но не почувствовали этого в себе, тогда это, скорее всего, будет банальность, а не истина. Так, любовь является чудом. Если вы действительно чувствуете любовь и говорите с этим чувством, это не будет банальностью. Также банальностью не будет, если вы говорите что-то с огромной концентрацией. И оно. становится чем-то абсолютно новым, чем-то, что вы прочувствовали внутри. Итак, в ваших поисках новых идей и способах выражения этих идей не старайтесь отличиться от всего того, что ранее создано. Думайте в терминах того, чтобы быть истинными, делать все правильно.
Делайте все, что подходит, что будет наилучшим, для того, что вы хотите достичь, что будет полностью резонировать с тем, что вы хотите сделать. И, возможно, это получится реализовать новым способом. Но эта новизна, свежесть будет в вашей творческой энергии, которую вы вложите в этот проект. Я говорил, что в произведении Бетховена практически не было мелодии, что ритм был обычный, но никто до него не делал ничего подобного, а он сделал. Это очень проникновенное классическое произведение, которое меня затронуло. Я говорю о глубоких чувствах, идущих через него.
Итак, подведём итог. Если хотите претворить свои идеи в жизнь, не будьте загипнотизированными тем, что сделано до вас, не думайте, что сделали другие. Будьте сосредоточены на том, что вы сможете сделать и делайте все свежим образом, не слушайте других. Скорее будьте готовы сделать шаг за границы общепринятых знаний.