Когда Свами Криянанда давал мне духовное имя Джотиш, он сказал, что оно означает «Внутренний свет». Видеть свет во лбу во время медитации всегда было краеугольным камнем моей практики, и, вероятно, именно поэтому он выбрал для меня это имя.
Йогананда объясняет, что одно из скрытых учений «Бхагавад-гиты» состоит в том, что каждый персонаж, хороший и плохой, символизирует различные психологические черты в нашей психике. Каждое качество, которое мы проявляем в этой жизни, было воспитано одним и тем же учителем — Дроначарьей (прошлая привычка). Йогананда говорит: «Сколько бы раз человек ни страдал от мощнейших приступов привычек и материальных желаний, порождающих беспокойство, он обнаруживает, что рожденные в медитации оккультные воины этой и прошлых жизней все равно приходят ему на помощь». Одним из величайших генералов в духовной битве является Дхумата (Спокойный Внутренний Свет), который организует наши чистые способности различения для духовной битвы. Хотя на первый взгляд «Гита» кажется просто философским рассуждением, при медитации мы можем ощутить реальность, которую она описывает.
Большинство людей, даже начинающих, способны увидеть во время медитации некое подобие света во лбу. Это происходит потому, что свет является врожденным аспектом нашей духовной сущности и пробуждается при любом духовном усилии.
Когда ум становится очень спокойным и сосредоточенным, медитирующий может увидеть духовное око в виде золотого кольца, окружающего темно-синее поле с серебристо-белой пятиконечной звездой в центре. Увидеть духовное око очень сложно, и многие люди, не сумев этого сделать, впадают в уныние. Не стоит отчаиваться. Любое восприятие внутреннего света, даже в виде некого эфемерного свечения, чрезвычайно полезно.
Внутренний свет может углубить нашу медитацию различными способами. Как правило, мы начинаем медитацию с молитвы Богу и нашим гуру. К сожалению, часто это делается довольно рассеянно.
Гораздо эффективнее будет, если вы сначала уделите несколько минут тому, чтобы сосредоточиться и соединиться со светом и энергией в духовном глазу. Затем, во время молитвы, четко представляйте каждого из мастеров, особенно их глаза. Если вы также почувствуете и направите каждому из них преданную благодарность из сердца, это придаст молитве еще большую силу.
После молитвы перейдите к практике наблюдения за дыханием. Сначала ощутите прохладные и теплые потоки вдоха и выдоха высоко в области носа. По мере того как вы становитесь спокойнее и сосредоточеннее, почувствуйте, что каждый вдох пробуждает и заряжает энергией внутренний свет в области лба и префронтальной коры головного мозга.
После пробуждения внутреннего света он может стать своего рода «домашней базой». Когда ваш ум блуждает, верните его к внутреннему свету. Для меня это самое лучшее и быстрое средство от беспокойных мыслей.
При выполнении других техник, особенно крийя-йоги, используйте внутренний свет как точку отсчета, постоянно возвращаясь к нему и усиливая его силу. В конце всех техник сосредоточьтесь на нем как можно глубже. Духовный глаз — это ворота, через которые медитирующий выходит из тела и входит в Христосознание, ощущая свое единство со всем сущим.
Внутренний свет полезен и в течение дня. Свами Криянанда советовал при общении с другими людьми, особенно при даче советов, чувствовать любовь и доброжелательность, возникающие в сердце и проецирующиеся со лба на духовный глаз собеседника. Это соединит наши души и сделает возможным гораздо более глубокое общение.
Внутренний свет, действительно, является одним из наших величайших союзников на духовном пути. В своей великой книге молитв «Шепот из вечности» Йогананда написал следующее: «Мои глаза очарованы, о Отец, красотой земных цветов, мимолетными сценами жизни и плывущими, безмолвными облаками. Везде, во всем, что я вижу, есть намек на Твое скрытое присутствие. Открой во мне тот глаз, который видит только Тебя. Пусть я увижу Тебя над собой, под собой, вокруг себя, внутри себя и вне себя. Научи меня во всем видеть только Тебя. Открой во мне тот глаз, который видит повсюду Твое скрытое, но всегда тонко царящее чудо».
Далее он предлагает: «Это требование, главным образом, следует повторять мысленно с глубокой концентрацией, пока молитва-мысль не закрепится в вашем сверхсознании убеждением, рожденным глубокой верой».
Пусть внутренний свет направит каждого из нас к нашему единственному истинному дому.
В свете,
Наясвами Джотиш