У нас с Деви только что начался новый этап. Мы оба решили уединиться для работы над книгами, которые у нас есть вдохновение написать, но которая откладывалась из-за наших организационных обязанностей. Мир Ананды сейчас процветает, и мы оба чувствуем, что можем сосредоточиться на писательстве на несколько недель или месяцев. Мы по-прежнему будем продолжать проводить необходимые публичные мероприятия — церемонии, воскресные службы и сатсанги, — но на некоторое время откажемся от встреч и личного общения.
Подготовка к написанию статьи дала мне возможность поразмышлять о балансе между медитацией и служением — основных элементах нашего пути. О медитации написано много книг и проводится множество занятий, но аспекту служения уделяется гораздо меньше внимания. Несколько лет назад меня посетило вдохновение написать книгу о служении, и вот, наконец, я приступил к работе. Предварительно она называется «Сердце служения».
Собирая материал, я наткнулся на необычное письмо Мастера своему самому продвинутому ученику, Раджарши Джанаканаде. В нем он говорит о разнице между обязанностями, данными Богом, и обязанностями, продиктованными эго. Вот краткий отрывок из этого письма:
Очень немногие из нас умеют различать обязанности, созданные нами, и обязанности, возложенные на нас Богом. Большинство считает свои собственные обязанности, созданные желаниями, божественными обязанностями. Обязанности, созданные человеческими желаниями, связывают и вызывают реинкарнацию. Даже те, кто знает, что такое божественные обязанности, не знают, как выполнить их по-божественному, и вместо этого представляют и планируют в соответствии с собственными желаниями. Самостоятельно созданные обязанности и мысли о том, как их исполнить, когда они не выполняются, приводят к большим страданиям и разочарованиям; но божественные обязанности, исполненные божественно, независимо от того, выполнены они или нет, вызывают счастье в их исполнении — и в повторении их исполнения снова и снова, пока Бог не будет доволен, независимо от того, каким бы ни был результат.
Итак, жизненно важный вопрос для нас: «Каковы наши обязанности, данные нам Богом?» Как сказал Мастер, трудно провести различие между обязанностями, данными Богом, и обязанностями, вдохновленными эго. Однако есть некоторые рекомендации, как общие, так и личные.
Общие обязанности: Особенно для тех из нас, кто является учениками Парамхансы Йогананды, общие обязанности — это те, которые мы берем на себя как часть коллективной миссии, чтобы помочь ему возвысить мировое сознание. Таким образом, мы можем предположить, что те обязанности, которые мы унаследовали как часть этого луча, даны нам Богом. Однако важно признать, что, хотя мы стремимся к божественной сонастройке, наше всё ещё активное эго будет влиять даже на неё. Мы можем «изображать и планировать в соответствии с нашими собственными желаниями», но, по крайней мере, мы будем двигаться в правильном направлении.
Личные обязанности: В дополнение к нашей общей миссии у каждого из нас есть личные обязанности, которые могут помочь или помешать нашему духовному прогрессу. Наша главная личная обязанность — стремиться к самореализации и двигаться к ней. Это означает, что мы должны заниматься глубокой, искренней медитацией и садханой. Во-вторых, мы должны относиться к этому воплощению и нашим кармическим обязанностям дхармическим образом, что поможет нам освободиться от цепей, которые «связывают и вызывают реинкарнацию».
У большинства из нас есть семья, работа и социальные обязанности. Если мы выполняем их дхармично и без привязанности, они приведут нас к тому, что наша душа обретет свободу от мира грез Майи. В конце концов, мы воплотились именно в то время и в том месте, которые дают нам возможность развиваться к конечной цели — самореализации.
Чтобы избежать «человеческих амбиций, порожденных желаниями», лучший и единственный способ — это глубоко молиться и действовать так, чтобы наша человеческая воля направлялась Божественной волей. Именно поэтому Мастер советует ежедневно практиковать медитацию, молитву и вверение себя Богу. Он говорил, что его высшая молитва такова: «Я буду рассуждать, я буду хотеть, я буду действовать, но направь Ты мой разум, волю и деятельность на правильный путь во всем».
Даже великие мастера проходят испытание, предлагая себя Божьей воле. Тот факт, что они успешно проходят его, призван дать нам примеры правильного выбора. Эти примеры напоминают нам, что отдаться воле Божьей не всегда легко, но это ведет к истинной свободе и самореализации.
Вспомните молитву Иисуса в Гефсиманском саду накануне ареста и распятия: «Отче Мой, если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты хочешь». Другой пример — Бабаджи объявляет о своем решении покинуть этот мир, но затем удовлетворяет просьбу своей сестры, Матаджи, остаться здесь на благо человечества.
Самое важное — это наше намерение. Пусть каждый из нас выработает ежедневную практику глубокого, искреннего самопожертвования. Давайте молиться, прежде всего, о сонастройке с Богом и Мастерами. Это путь к личной свободе и лучший способ стать инструментами божественного света для мира в это неспокойное время.
В божественной дружбе,
Наясвами Джотиш